passion.ru
Опубликовано 20 июля 2011, 00:00

Воспитание детей: дурной пример заразителен?

   Учителя и воспитатели в один голос говорят о том, что с современными детьми работать стало невероятно сложно. Предпринимаются меры на государственном уровне, разрабатываются новые образовательные стандарты, изобретаются методики раннего развития… Но все, кто хотя бы раз побывал в школе, детском саду или даже на обычной детской площадке, в один голос твердят: «Что же происходит с нынешними детьми? Ведь мы такими не были...»
Воспитание детей: дурной пример заразителен?

© Воспитание детей: дурной пример заразителен?

   Учителя и воспитатели в один голос говорят о том, что с современными детьми работать стало невероятно сложно. Предпринимаются меры на государственном уровне, разрабатываются новые образовательные стандарты, изобретаются методики раннего развития… Но все, кто хотя бы раз побывал в школе, детском саду или даже на обычной детской площадке, в один голос твердят: «Что же происходит с нынешними детьми? Ведь мы такими не были...»

А иногда достаточно просто выглянуть в окно, чтобы увидеть предоставленных самих себе детишек, с упоением ломающих скамейку, преследующих беззащитного щенка, покуривающих (и где они только достают сигареты?!) лет в восемь-девять.

Становится страшно за будущее нашего и без того не вполне здорового общества.

«В такой стране живем», - пожимает плечами молодая мама, одной рукой качая коляску, другой выбрасывая на газон дымящийся окурок. И с этим подчас соглашаешься, забывая, что общество состоит из нас самих, и дети растут не только в этой стране, но и в своей собственной семье.

И из семьи они выносят гораздо больше, чем подчас кажется самим родителям.

Нисколько не умаляя влияния социального окружения, попробуем разобраться в нюансах семейного воспитания и понять, чему учатся дети в своем собственном доме.

Кому подражают дети?

Воспитание детей: дурной пример заразителен?

Воспитание детей: дурной пример заразителен?

Кроха с первых дней чутко воспринимает эмоциональную обстановку в семье и буквально впитывает как губка нормы взаимодействия между людьми. Пока он не может по-настоящему разделить происходящее на «плохое» и «хорошее» - эти тонкости ему потом объяснят родители.

Таким образом, не встречая практически никаких барьеров и накладываясь на генетически заданные особенности темперамента, окружающая психологическая среда определяет основные характеристики личности маленького человека.

Именно поэтому специалисты настоятельно рекомендуют уделять особое внимание первому году жизни ребенка.

Самое главное в младенчестве - отношения мамы и малыша: ребенок ни в коем случае не должен чувствовать себя незащищенным или отвергнутым, мама для него не просто самое близкое существо, а своеобразное продолжение самого себя.

Очень многие психологические травмы, с которыми взрослые обращаются к психотерапевтам, были нанесены в самом раннем возрасте и связаны именно с эмоциональным отвержением.

Однако, помимо этого важнейшего взаимодействия с мамой, ребенок видит, как родители общаются друг с другом, какие гости приходят в их дом, какая обстановка в целом. Спокойная, доброжелательная атмосфера в доме благоприятно скажется на развитии малыша.

Бурные затяжные посиделки с друзьями, даже самые веселые, могут вызвать дискомфорт у чуткой крохи. Ссоры, скандалы и скрытые конфликты не останутся незамеченными. «Он еще ничего не понимает» - это заблуждение, давным-давно опровергнутое учеными!

Когда подрастет, ребенок покажет неожиданными капризами, неврозами и неадекватным поведением, насколько хорошо он усвоил происходящее вокруг, когда был в «неосознанном» возрасте.

В то же время, если в самом раннем возрасте ребенок впитал нормы доброго, чуткого взаимодействия, если родители сумели создать в доме атмосферу любви и безопасности - эти усилия ни в коем случае не пропадут даром и окажут незаменимую помощь на всех этапах развития и взросления маленького человека.

Причины и следствия детского подражания

Воспитание детей: дурной пример заразителен?

Воспитание детей: дурной пример заразителен?

Нельзя забывать, что первейший и основной механизм получения и закрепления жизненного опыта ребенка - подражание. Это уже давно заметили и описали известные педагоги и психологи, от классиков-бихевиористов начала ХХ века до современных мэтров психологии (например, Р.С. Немова).

Что примечательно, авторы самых разных, нередко противоречащих друг другу педагогических концепций - таких, как свободное развитие Монтессори, духовно-творческое развитие Р. Штайнера и, к примеру, коллективно-трудовое воспитание Макаренко, - одинаково отводили механизму подражания очень важное место в становлении человеческой личности.

Итак, самые первые уроки жизни своим малышам дают их собственные родители.

Как только ребенок начал воспринимать себя как отдельного маленького человека, у которого формируются собственные желания, уже есть привычки и усвоены первые нормы, он оглядывается вокруг в поиске подходящего объекта для подражания.

Пока весь его мир - это родители и другие родственники, живущие «на его территории». Подражать им малыш будет ситуативно, всем понемножку, но наиболее значимый «объект», скорее всего, будет преобладать.

Конечно, этот механизм остается с человеком не только в раннем детстве - и в садике, и в школе непременно найдутся люди, у которых ваш ребенок будет перенимать некоторые схемы поведения и мышления.

Меняться будет направленность процесса подражания - в раннем детстве ребенок усваивает сами формы и схемы поведения, не вникая в содержание; но с возрастом мы начинаем перенимать у значимых окружающих людей смыслы, мотивы действий и поступков.

И тот, самый первый образец для подражания, которым стали мама или папа, навсегда останется ключевым, решающим в жизни ребенка.

Сразу стоит отметить, что воспринятое изначально, как естественное, с возрастом действительно может подвергнуться переоценке.

Взрослея, человек будет осознавать, что неадекватное или асоциальное поведение его родителей (ссоры, алкоголизм, неуважение друг к другу и окружающим, хамство, насилие) неправильно, - ведь в итоге ребенок усваивает не только нормы нравственности своей семьи, но и общекультурные коды.

Но очень велика вероятность, что усвоенная на подсознательном уровне модель, если и не будет воспроизводиться напрямую, продолжит неуловимо управлять поведением уже взрослого человека, обрекая его на постоянную борьбу с собой и сдерживание нездоровых поведенческих реакций.

Механизм подражания с возрастом усложняется - и если в раннем детстве я просто «хочу быть как папа», без каких-либо объяснений, то в старшем дошкольном возрасте эта аксиома уже начинает требовать объяснения «потому что».

В школе механизм подражания усложнится противоречивым процессом социальной адаптации, так как будет хотеться одновременно «быть как все» и найти в себе что-то особенное, чем-то выделяться, при этом, не конфликтуя с референтной (то есть значимой, важной для ребенка) социальной группой.

Можно сказать, что постепенно в человеке вырабатываются критерии выбора объектов для подражания («почему именно ему?», «какие именно черты я хотел бы видеть в себе из тех, которые сделали его успешным?», и так далее).

И именно в младшем дошкольном возрасте мы в силах повлиять на еще не окрепшую систему этих самых внутренних критериев. Педагоги в этом отношении рекомендуют не лениться, ключевые воспитательные моменты выделять, подчеркивать, делать их яркими и однозначно понятными для ребенка.

Чему яйца учат курицу?

Воспитание детей: дурной пример заразителен?

Воспитание детей: дурной пример заразителен?

Грамотные родители успешно используют механизм подражания в игровых, «постановочных» ситуациях, в которых можно незаметно для малыша научить его здоровым схемам разрешения трудностей, выработать нужные качества.

Здесь же идут в ход и сказочные сюжеты «Жил-был мальчик, похожий на тебя» по методике Маниченко, и просмотр мультфильмов, в которых главные герои поступают «правильно» и «неправильно», с последующим обсуждением (обязательно нужно после просмотра обсудить, понял ли ребенок мотивы героев, усвоил ли урок, скорректировать малыша по ситуации).

Также энергичным родителям приходит на помощь театрализация. Например, прививая ребенку любовь к «домашним делам», мы превращаем каждое действие в маленький ритуал - то есть, в четкую, яркую и запоминающуюся последовательность действий.

Если готовим воскресный семейный обед вместе, обязательно стоит доверить малышу копирование маминых действий в миниатюре: например, подготовить маленькую цветную мисочку, где он будет месить настоящее тесто для фирменного маминого пирога, или посадить рядом, чтобы вместе заворачивать в блины аппетитную начинку… вариантов масса.

Кстати, уборку после приготовления тоже стоит включить в эту полезную игру! Так процесс усвоения необходимых навыков будет проходить в интересной игровой форме.

Главное - показать ребенку простые, доступные для подражания действия, подкрепить их яркими постоянными атрибутами и инструментами, которыми будет пользоваться сам малыш, и, конечно, запастись терпением: далеко не все будет получаться сразу и легко!

Следим за своей речью!

Воспитание детей: дурной пример заразителен?

Воспитание детей: дурной пример заразителен?

Стоит помнить, что ребенок будет подражать не только «хорошему», которое мы будем целенаправленно и отрепетированно ему изображать.

Он скопирует те мелочи, на которые мы даже не обращаем внимания, наши схемы поведения в повседневной жизни - как мы разговариваем с продавцами в магазине, с другими мамами в очереди к врачу; что мы делаем в автобусе или кафе, как поступаем в непредвиденных обстоятельствах.

И именно в этом смысле мудрые родители учатся у своих детей - учатся лучшим моделям поведения, тому, что хотели бы увидеть в своих детях.

Это обратная сторона действия механизма подражания: если мы хотим научить ребенка дисциплинированности, то это получится только в том случае, если сами мы не опаздываем, раскладываем аккуратно вещи, выполняем обещания и подчиняемся требованиям определенных ситуаций.

Если воспитываем в ребенке вежливость - сами лишний раз удержимся от грубости, не забудем поздороваться и сказать «Спасибо!»

Кстати, педагоги отмечают, что очень часто родители стесняются извиняться перед своим ребенком, даже когда осознают свою неправоту.

Это крайне редко усваивается ребенком как установка «взрослый всегда прав» (хотя и она не слишком правильна, если по совести). Обычно отказ взрослого признать свою вину оставляет глубоко въедающееся чувство несправедливости и простое непонимание: «А почему я тогда должен?!»

Так что не стесняйтесь извиняться и исправлять - это не только не повредит вашему авторитету, но, напротив, упрочит ваши позиции как справедливого и честного Взрослого.

Воспитание детей: дурной пример заразителен?

Воспитание детей: дурной пример заразителен?

Даже в благополучной семье мы, как взрослые люди, можем себе позволить нецензурную брань - изредка, от души, когда «достало». НО НИКОГДА не стоит выражаться при ребенке: он обязательно запомнит!

Нередко родителей даже забавляет, когда малыш, шепелявя и путаясь, воспроизводит «неприличные слова».

Но у него еще нет внутреннего фильтра, то есть он не знает, когда «можно» и «нельзя», и, вполне вероятно, именно он станет тем смутьяном, который досаждает педагогам в детском саду и школе своей неконтролируемой речью.

А объяснять нюансы и перевоспитывать, поверьте, гораздо труднее, чем лишний раз воздержаться в самом начале!

Недаром говорят, что дети - увеличительное стекло родительских недостатков.

И чтобы внезапно не увидеть в таком «кривом зеркале» свои самые неприглядные стороны, на которые мы старательно закрываем глаза, - родители вынуждены всерьез заниматься в первую очередь САМОвоспитанием.

С другой стороны, это не худший повод, наконец, поработать над собой, избавиться от надоевших вредных привычек и стать чуть-чуть лучше, - как в глазах собственного ребенка, так и для самих себя.

Так и получается, что яблоко-то, конечно, всегда падает недалеко от яблони. Но при терпении, затрате существенных сил и времени на воспитание, в первую очередь, самих себя, мама и папа в силах склонить «яблоню» в нужную сторону, научить ребенка более счастливому и социально здоровому способу выстраивать свою жизнь.

И начинать нужно, чем раньше, тем лучше, ведь «завтра» будет поздно!