С взрослением малыша, в период от года и до пяти лет у ребенка происходит психоэмоциональная перестройка, у него появляется новый опыт, расширяются границы его познания, он придает больше значения эмоциональным конфликтам с окружающими. Именно это является причиной детских истерик: ребенок плачет, протестуя против слова «нет».

С взрослением малыша, в период от года и до пяти лет у ребенка происходит психоэмоциональная перестройка, у него появляется новый опыт, расширяются границы его познания, он придает больше значения эмоциональным конфликтам с окружающими. Именно это является причиной детских истерик: ребенок плачет, протестуя против слова «нет».

У педиатров этот возраст называется «первым упрямством» в жизни ребенка, а второе начнется в периоде между 12 и 14 годами. Истерика у ребенка возникает неожиданным образом, он становится чрезмерно капризным и несговорчивым, его покладистость где-то растворяется, когда его просят что-либо выполнить. Ребенок топает ногами, кричит, бросается предметами, падает на пол, все усилия у него направлены на достижение желаемого.

Причина истерики в этом случае довольно проста, хотя не каждый родитель способен ее быстро распознать. Давайте разберемся, почему ребенок капризничает. У экспертов Passion.ru есть несколько ответов на этот вопрос.

  1. Ребенок может вести себя так, потому что болен, но он не может этого объяснить взрослым, так как малыши не разбираются в особенностях болезней.
  2. Причиной может стать желание привлечь внимание взрослого. Этот способ может указывать на эгоистические мотивы ребенка, или же, на самом деле, ребенок не может по-другому воздействовать на родителей, потому что они не уделяют ему достаточно внимания.
  3. Капризами ребенок пытается добиться запретного, возможно, подарка, прогулки или еще чего-то, чего родители не позволяют ему иметь по непонятным ему причинам.
  4. Капризом ребенок отвергает чрезмерную опеку над собой, хочет быть самостоятельным, в то время как взрослые не замечают этого желания.
  5. Причины нет. Ребенок переживает внутренний конфликт с самим собой. Возможно еще, он плохо спал ночью или это обычная накопившаяся усталость, и ему нужно прилечь отдохнуть.

Проанализируем подробно каждый вариант, попытаемся разобраться в истинных причинах такого поведения ребенка и поможем ему преодолеть капризное состояние.

Болезнь и капризы

Первая вероятная причина капризов - болезнь малыша. Ребенок не говорит об этом, он не догадывается о том, что с ним происходит.

Признаками заболевания является изменение поведения. Сопровождается такое изменение пониженным аппетитом, у малыша легко возникают возбуждение, плач, он может стать сонливым, а может просто сидеть в полном безразличии. Внимательное наблюдение позволит немедленно обнаружить заболевание.

Спросите у малыша, не беспокоит ли его боль в ушах. Дети особенно беспокойны и капризны во время отитов.

Дети дошкольного возраста страдают болями в животе, и это необязательно симптом какого-либо серьезного заболевания, боль может возникать у гиперактивного ребенка с повышенной возбудимостью.

Головные боли - также безошибочное свидетельство болезни. У здоровых детей их почти не бывает.

Далее стоит задача определить, чем именно заболел ребенок. Можно осмотреть ребенка, подробно его расспросить, понаблюдать за ним. Нужно приготовиться к тому, что больной ребенок будет капризным. Болезнь - одно из неприятных и тяжелых состояний для малыша.

Природа истерик у детей старше года / shutterstock.com

Попытка пообщаться с родителями

Все дети нуждаются в родительской любви, но излишняя забота и внимание приводят к злоупотреблению ими со стороны ребенка, причем на бессознательном уровне. Ребенок до года криком и слезами уже может выражать не только свои первичные потребности.

Ребенок использует плач для того, чтобы к нему подбежали родители, одарили вниманием. Да, он нуждается в общении. Но не нужно приучать его требовать внимания с помощью крика и бежать к нему по любому требованию, выполняя все желания. Иначе в дальнейшем ребенок будет руководствоваться единственной целью - использовать внимание взрослых.

Ребенок протестует в ответ на запреты

Малыш может прибегать к слезам в случае родительского запрета на что-либо. Причин для отказа существует великое множество, например, злоупотребление сладостями. Врачи не рекомендуют давать сладкое детям, но как это объяснить крохе?

Ребенок еще не в состоянии понять разницу между «можно» и «нельзя», и ему нужно в этом помочь. Не забывайте об особенностях психологического развития ребенка в разные периоды его жизни.

Природа истерик у детей старше года / shutterstock.com

Ребенок до года склонен реагировать на все яркое и цветное. Понятно, что, скорее всего, его взгляд остановится на заинтересовавшем его предмете. Ему нравятся различные предметы, опасные, в том числе. Например, стекло может принести больше неприятностей, чем радости, если попадет к ребенку в руки. Попробуйте привлечь внимание ребенка к другому яркому и безопасному предмету.

Родители поглощены любовью к своему малышу, поэтому покупают бесчисленную массу игрушек. Но по истечении времени любые игрушки надоедают, и ребенок начинает испытывать интерес к новому - необыкновенному и запретному. Не следует баловать ребенка всеми игрушками сразу, лучше выдавать их по одной-две, затем прятать их на время и заменять другими.

Имейте в виду, что ребенок в возрасте одного года любит попробовать каждый предмет на вкус. У него прорезываются новые зубы, он «стимулирует» их рост. Проконтролируйте, какие игрушки находятся вокруг малыша, нет ли среди них очень хрупких или разбирающихся на мельчайшие детали?

Ребенок изучает мир и желает повторять за взрослыми, помогите ему в этом. Пусть он помогает выполнять домашние дела, только преподнесите это в форме игры. Если это стирка, пусть он постирает в маленьком тазике носочки или платок. Вы на кухне? Пока вы готовите, малыш пусть займется кормлением своих любимых игрушек.

Совместное выполнение домашней работы - это отличный способ присматривать за ребенком, так как он все время находится у вас на виду. Еще одно преимущество совместной работы - у вас появляется возможность объяснить, для чего нужны те или иные предметы, показать, как не следует с ними обращаться.

Если вы считаете, что ваш малыш еще совсем маленький и ничего не понимает, вы заблуждаетесь - он понимает намного больше, чем вы полагаете. Он использует капризы и истерики для проверки родителей на прочность. Будьте непреклонны и последовательны. Пусть ребенок побудет наедине с собой, чтобы понять, в чем его ошибка.

Когда наступает пора отдать малыша в детский сад, родители вновь переживают определенные трудности. Хорошо, если ребенок к этому моменту уже усвоил, что можно, а что нельзя. Вы просто напоминайте об этом ему, к примеру, что невозможно сразу принести домой весь магазин. У кого-то есть паровозик, но нет машинки, или есть машинка, но нет самолетика. Объясните, что иметь все одновременно не получится, и дети должны делиться друг с другом.

Если такой способ оказался бесполезным, поиграйте «в магазин». Пусть ребенок покупает с помощью игрушечных денег. Делая покупки одну за другой, малыш увидит, что в какой-то момент деньги заканчиваются, и больше покупать не получается. Ребенок сделает правильные выводы, что не все желаемое можно заполучить.

У ребенка появится к вам доверие, если вы будете постоянно общаться с ним на равных. Если вы попробуете решить возникающие вопросы вместе с ним, то многие капризы исчезнут сами собой. А малыш перестанет требовать и не станет избалованным ребенком.

Капризы как способ самоутверждения

Непрерывный восторг и балование вниманием формирует у ребенка эгоизм. Он любит себя больше, чем нужно.

Некоторые дети привыкают к чрезмерному проявлению родительской любви, и, в связи с накопившимся эмоциональным напряжением, «высвобождаются» в капризах и слезах, в непослушании и упрямстве, отвержении всего, что бы ни исходило от старших. Ребенок может воспринимать родительскую заботу как согревающее тепло, а иногда - как угнетение собственной личности.

Природа истерик у детей старше года / shutterstock.com

Известно, что для нормального развития ребенку необходим определенный баланс опеки и свободы. Он должен чувствовать, что его не только опекают, но и дают право самостоятельного выбора, понимают и уважают его.

Часто во дворе можно слышать от молодых родителей реплики: «не бегай!», «не бери в руки!», «туда не ходи!» и т.п. Родители оберегают малышей от неизвестности, но всегда ли это оправданно? Ребенок - личность, а не кукла, ему необходимо все узнать и все попробовать самому.

Лучше, если родитель объяснит ребенку, какая опасность скрыта за тем или иным занятием. В этом случае чрезмерная опека и бесконечные запреты отодвинутся на задний план. Иначе ребенок перестает действовать самостоятельно и у него развивается инфантильность, он становится неспособным принимать решения без помощи старших.

Многие семьи воспитывают детей в чрезмерной строгости, во всем доминируют интересы родителей, а не ребенка. Послушный исполнительный ребенок не причиняет беспокойств.

Понятно, не всегда нравится, если ребенок донимает вопросами и постоянно просит поучаствовать в игре, гораздо удобнее, если ребенок тих, спокоен. Но подумайте, что даст такой подход малышу в его взрослой жизни? Вырастет ли он гармоничной и творческой личностью или навсегда останется «забитым» и угнетенным чьим-то началом?

Что скрывается за капризами

Ребенок в возрасте до пяти лет при недостатке опыта и неумения критически оценивать ситуацию может раздражаться на любое происходящее событие: неверное поведение родителей (ссоры, агрессия), какие-то уличные впечатления и т.п.

У каждого человека свой тип нервной системы. Люди с сильным типом не огорчаются по пустякам, устойчивы к неприятностям. Имеющие слабую нервную систему ранимы и чувствительны, они острее переживают житейские трудности.

Дети со слабой психикой очень возбудимы, они обладают повышенной ответной реакцией на внешние и внутренние факторы. Одни могут сильно реагировать на боль, они просто впадают в истерику. Если им попался комочек в каше - их уже тошнит, просмотренный напряженный фильм - бессонная ночь. Такого ребенка трудно остановить, если он капризничает. Попытайтесь отвлечь его, успокоить, а если процесс выхода из стрессового состояния затягивается - это повод показаться невропатологу.

Рекомендации общего характера

Чтобы ребенок меньше капризничал и нервничал, уделяйте ему больше внимания.

Посмотрите, как ребенок ведет себя в семье, как он гуляет на улице. Если ребенок видит бесконечные ссоры, он чувствует агрессию, исходящую от других, все это может оставлять след в его душе и создавать мощный раздражитель.

Если собственные усилия успокоить ребенка не дают результатов, требуется помощь специалиста. Истерика вредна для малыша, ее нужно как можно скорее остановить, избегая критического состояния ребенка.

Не стоит забывать, что такое поведение ребенка указывает на сильнейший внутренний конфликт. Выясните у него, что произошло, попытайтесь разобраться вместе с ним, предложить компромисс. Часто дети капризничают из-за недостатка тепла и внимания.

Природа истерик у детей старше года / shutterstock.com

Во время капризов ребенка родители должны основываться на трех принципах: понять причину, не позволить переходить границы дозволенного, проявить сочувствие.

Не забывайте показывать малышу вашу любовь к нему. Некоторые ошибочно считают, что открытое проявление чувств балует и портит ребенка. Все хорошо, если делать в меру. Малышу очень важно ощущать родительское тепло и любовь.

Другие думают, что с возрастом малыш перестает нуждаться в проявлении родителями любви. Но по данным исследований оказывается, что до пяти лет ребенок именно в таком контакте особо нуждается, и это способствует его благоприятному умственному и эмоциональному развитию.

Можно справиться с капризами ребенка, переключая его внимание на другой объект. Даже на его слезы, которые бегут по щекам и проливаются на кроватку, можно отреагировать, шутя. Сказав, например, что на плечо забрался посидеть «капризка» и не слезет, пока он плачет. Отвлеките его чем-либо: покажите что-то новое и яркое, почитайте книжку или посмотрите вместе мультфильм.

Пусть ребенок станет участником выбранного вами занятия, например, приготовления вкусного блюда или уборки квартиры. Пусть также ребенок сам предложит, чем ему хотелось бы заняться.

Временно побудьте человеком его возраста, а не родителем, играйте на равных. Играйте в семью: побудьте ребенком, а малышу дайте роль родителя. Исполняя роль взрослого, ребенок откроет вам много нового, вы увидите, какое влияние оказывает на него семья, посмотрите на членов семьи с его стороны. В этом, бесспорно, есть польза.

Общение - очень важный фактор в воспитании малыша. Любой вариант общения с ребенком важен. Если ребенок сумел подключиться к занятиям родителей, он чувствует свою значимость, приобщается к миру взрослых. Если вы вместе с ним решаете, какое занятие выбрать, у него формируется демократическое мировоззрение.

Ребенок понимает, что каждому дается право выбирать, ценно мнение каждого, а не только одного человека. Играя в детскую игру, вы сами научитесь понимать малыша, а ребенок прочувствует свою значимость, ведь в играх он главный.

Безусловно, самое важное - чтобы ребенок во всех формах общения с родителями получал удовольствие, любовь, тогда он становится более понимающим и нежным и перестает быть капризным.