passion.ru
Опубликовано 28 октября 2001, 23:58

От звука - к слову

Помните те счастливые минуты детства, когда мама читала на ночь любимую сказку, а мы снова и снова переживали за доверчивого Буратино и прятались под одеяло при упоминании о Бабе Яге? А с какой книгой подходят родители к детской кроватке сегодня?
От звука - к слову

Помните те счастливые минуты детства, когда мама читала на ночь любимую сказку, а мы снова и снова переживали за доверчивого Буратино и прятались под одеяло при упоминании о Бабе Яге? А с какой книгой подходят родители к детской кроватке сегодня?

Казалось бы, взрослых не надо убеждать в том, что детям следует дружить с книгой. Но современным родителям, увы, некогда заниматься с ребенком, и они выбирают более легкие способы просвещения, оставляя свое дитя на попечение телевизора, компьютера, магнитофона. А домашнее чтение и поход в книжный магазин откладывают на будущее.

О том, что книга незаменима, многие родители вспоминают лишь тогда, когда видна письменная и устная безграмотность ребенка, когда их настораживает его скудный словарный запас и узкий круг интересов. Но важно не только приобщить ребенка к чтению, но и самим уметь ориентироваться в безграничном мире литературы. Собираясь купить малышу “что-нибудь почитать”, мамы и папы сегодня часто теряются перед богатым ассортиментом: выбрать сказку, которую когда-то любили сами, или остановиться на переводной “западной” книжке? Пополнить библиотеку ребенка художественным произведением или купить что-нибудь из познавательного? Ответить на эти вопросы будет легко, если вы будете учитывать интересы самого ребенка.

Родители часто обращаются к продавцам книжных магазинов с просьбой порекомендовать им “что-нибудь познавательное” для ребенка 1,5-2 лет. Но подумайте сами: какие знания может дать книга такому малышу? Ведь он и так каждую минуту делает открытие, общаясь с родителями, окружающими его предметами. Поэтому малышу в эти годы лучше выбирать колыбельные, потешки, считалки, стихи для самых маленьких, загадки, пословицы, то есть те первые классические произведения, к которым человек часто уже не возвращается позже.

Но уже со второго года жизни дети активно начинают рассматривать рисунки, поэтому следует выбирать книги с “говорящими” иллюстрациями, которые помогают малышу лучше понять характер, настроение изображаемых животных. Обязательно спрашивайте у него, например, какая собачка или кошечка нарисована: злая или добрая? Для самых маленьких важна и красочность картинок – цветные изображения притягивают внимание, как яркие игрушки. Ребенок всегда стремится не только слушать, но и видеть все то, о чем ему читают. В этом возрасте им нужны такие сказки, как “Теремок”, “Волк и козлята”, “Колобок”, “Репка”.

От звука - к слову

От звука - к слову

Эмоциональное отношение детей к героям сказок ярко окрашено. Ребенок бурно радуется победе положительного персонажа, благополучному исходу событий. Активно действуя (мысленно) вместе с героем, дети пытаются иногда вмешаться в события (прерывают чтение, закрывают глаза, шлепают по картинке с изображением “плохого” персонажа). Вместе с тем в этом возрасте отношение детей к героям часто бывает не связано с текстом. Так, мишку из сказки “Теремок” ребенок может называть хорошим только потому, что у него дома есть любимая игрушка – мишка.

В этом возрасте дети любят слушать и читать стихи, предпочитая их прозе. Они с легкостью готовы пропрыгать, проскакать, запомнить и прокричать понравившиеся стихи, потому что им необходим гармоничный мир, наполненный мелодичными звуками, где красота языка сочетается с ритмом.

А что же порекомендовать для чтения детям дошкольного возраста? Тут приходят на помощь те самые вечные сказки, на которых росли и мы: красота русского слова не устаревает, и читать эти книги нужно обязательно. В 5-летнем возрасте самыми любимыми у детей становятся такие сказки, как “Царевна-лягушка”, “Сивка-бурка”, “Морозко”, “Конек-горбунок”, “Гуси-лебеди”, “Снегурочка” с их чудесным вымыслом и фантастичностью.

Очень популярны у детей 5-6 лет и “толстые” книжки, полные хитросплетений и приключений – “Золотой ключик”, “Приключения Чиполлино”, “Приключения Незнайки”, “Белоснежка и семь гномов”, “ Дюймовочка”, “Красная Шапочка”... Они удовлетворяют потребность детей в длительном общении с полюбившимися героями, о приключениях которых они с замиранием сердца готовы слушать много раз.

Прочти еще! – Таковы обычно первые слова малыша после того, как он прослушает книгу. Повторное слушание доставляет детям наслаждение, и они с удовольствием отвечают на вопросы. Но многообразие детской литературы формирует у детей индивидуальные интересы и склонности. Одни дети любят книги о животных и природе, другим нравится слушать про приключения, третьи отдают предпочтение сказкам, историям о жизни своих сверстников, многие мальчики подолгу рассматривают книги о войне. Поэтому в этом возрасте особенно важно помочь ребенку определиться в выборе. Особое удовольствие получают дети от разглядывания смешных картинок в юмористических книгах. Встреча с ними удовлетворяет детскую потребность повеселиться, посмеяться. Веселые книги С. Маршака, М. Зощенко, Н. Носова, Э. Успенского обязательно должны быть в вашей библиотеке.

От звука - к слову

От звука - к слову

Но, как показывают исследования, современные дети стали хуже воспринимать классику. Так, прочитав в детском саду детям сказку о “Рыбаке и рыбке”, можно было услышать примерно такое мнение ребенка: “Так ему и надо, старику. Чего же он старуху не может обеспечить: и корыто у нее дырявое, и дома нормального нет”. Этот пример показывает, что образ жизни, мировоззрение детей меняется, и проверенная годами литература уже не все может объяснить маленькому человеку. Ведь важно не только затронуть вечные темы, но и суметь донести их до ребенка. А он быстрее проникнется к герою, если сюжет будет приближен к нашим дням. Дети – невероятно чуткие читатели.

Почаще посещайте книжные магазины вместе с детьми и не бейте тревогу, если вместо “Тома Сойера” он выберет “Невероятные приключения Черепашек Ниндзя”, - вспомните, в свое время мы ведь тоже часто предпочитали фантастику классике. Важно, чтобы ребенок прошел этот этап, не втянувшись в “кровавые” бестселлеры. Для этого старайтесь ненавязчиво знакомить его с хорошей художественной литературой. Пусть классические детские произведения и не сразу попадут в разряд настольных книг вашего ребенка. Читайте их вместе и вслух. А о каких-то ваших любимых произведениях можно просто рассказать. И если они ему понравятся, то он обязательно захочет их прочесть.

В некоторых семьях стало доброй традицией сохранять полюбившиеся детские книги. И жизнь у этих книжек долгая: их читали бабушка, мама, папа, а теперь они стали друзьями ребенка. Такая семейная традиция воспитывает у детей любовь и бережное отношение к книге. И помните: вкус к литературе формируется и развивается прежде всего в семье.