Так нужно ли с малолетства изучать языки, как это правильно сделать, чтобы ребенок хорошо усвоил язык и смог пользоваться своими навыками? Изучаем вопрос вместе с Passion.ru.

Сегодня стала модной методика раннего развития ребенка, в том числе и в плане обучения иностранным языкам. Это гармонично и всесторонне развивает малыша, позволяет ему расширить кругозор и открывает перед ним довольно широкие перспективы.

Но перинатальные психологи и педагоги отмечают не только плюсы, но и минусы в раннем обучении языкам. По наблюдениям, в двуязычных семьях развитие речевых навыков ребенка тормозится, дети начинают намного позже разговаривать и иногда возникают сложности в речи и ее дефекты.

Так нужно ли с малолетства изучать языки, как это правильно сделать, чтобы ребенок хорошо усвоил язык и смог пользоваться своими навыками? Изучаем вопрос вместе с Passion.ru.

Что дает ребенку иностранный язык?

Конечно, изучение языка, отличного от родного, дает ребенку многое – развивает память и концентрацию внимания, помогает развитию гибкости в мышлении, повышает эрудицию и формирует характер. Владение иностранным языком в дальнейшем резко расширит возможности в учебе и работе.

При изучении иностранного языка задействуется левое полушарие, оно закладывает в себе основы синтаксиса языка, его грамматики и фонематические данные.

Но в детском возрасте при изучении языка задействуются и правые отделы мозга – именно за счет них запоминается навык в произношении иностранных слов, их различные обозначения в зависимости от интонации или особенностей использования. Правое полушарие дает образное восприятие языка, развитие правого полушария делает ребенка более гармоничным.

Какой язык выбрать для изучения?

Конечно, большинство людей начинают изучать с детьми английский язык – ведь он практически международный и своего рода универсальный язык для общения. Но, с точки зрения гармоничного развития, выбор языка должен базироваться не на его распространенности, а на склонностях и темпераменте ребенка.

Хотите вырастить неординарную личность с развитыми обоими полушариями? Вам лучше всего учить японский язык. Да, он самый сложный, но в его изучении активно задействуется правое полушарие – запоминание иероглифов базируется на образах.

Как учить ребенка иностранному языку

Если ребенок музыкально одарен или вы хотите развить его музыкальный слух – вам нужен китайский язык. В нем в зависимости от тона одно и то же слово дает совершенно разные значения. Тонов произношения у китайцев много – это сильно стимулирует музыкальные центры в правом полушарии и помогает развить слух и музыкальность. К тому же многие эксперты-лингвисты говорят, что именно китайский – язык нашего будущего.

Для коммуникабельного и очень открытого ребенка лучше всего выбрать мягкий французский либо страстный испанский языки.

Если ваш малыш – практик и логик, все любит делать строго по порядку, ему лучше всего подойдет строгий немецкий язык.

А вот мечтателю и фантазеру, который любит чтение и рисование, английский язык будет самым подходящим.

Когда начинать обучение языкам?

Если в семье есть носители иностранного языка, естественно, надо начинать разговаривать с ребенком на обоих языках – и тогда вопрос об изучении языков не возникнет вообще. Для них совершенно органичным будет общение на двух языках сразу, и дети на автомате буду переключаться с одного на другой язык, говоря с родителями или с друзьями-иностранцами.

Если же носителей языка в доме нет, а вы сами говорите на иностранном языке, выбранном для ребенка, тогда нужно определить сроки начала обучения.

В этом вопросе мнения логопедов, педагогов и психологов до сих пор разнятся, многие склоняются к сроку начала не ранее пятилетнего возраста, когда овладение своим собственным языком уже совершенно. Другие говорят о сроке в 3 года, когда мозг ребенка пластичен и воспримет занятия как нечто само собой разумеющееся, как игру. Многие приверженцы раннего развития вообще определяют начало развития до трех лет, пока речевые навыки родного языка также находятся в зачатке.

В любом случае – решение за родителями, но в одном профессионалы сходятся: если у ребенка есть проблемы с родной речью или логопедические трудности, до момента их полной корректировки иностранный язык лучше не изучать, он может усугубить проблемы с речью.

А если опоздать?

Изучать иностранный язык в более позднем возрасте уже достаточно нелегко. После 8 лет обучение языку проходит уже по взрослому типу, откладывая информацию в левое полушарие. Поэтому обучение будет более длительным, сложнее будет с акцентом и произношением, добиться совершенства в языке будет сложнее.

Как учить ребенка иностранному языку

Однако все равно до 10 лет мышление и мозг ребенка более пластичны, дети одновременно могут усваивать 2-3 языка. Если вам нужен полиглот, необходимо начинать обучение с раннего детства, а если вам достаточно базовых знаний языка, дающих возможность объясниться заграницей – можно в 6-8 лет заняться с ребенком иностранным языком в кружке или школе.

Методики занятий

В принципе, изучение иностранного языка ничем не отличается от изучения родного. Чтобы научиться говорить на каком-либо языке, на нем нужно постоянно общаться с ребенком, это достигается только при общении с носителями языка. Кроме того, основа изучения языка – многократные повторения слов. Если же выбираются другие способы, нужно знать о достоинстве и недостатке каждого из них.

На языковых курсах для детей дают основы языка в игровой форме, но обычно эти занятия нечастые и недолгие, стоят недешево и при пропуске занятий по болезни ребенок отстает и пропускает навыки. Зачастую в таких группах не учитываются индивидуальные особенности вашего ребенка, так как в группе много детей.

Несколько лучше посещение языкового детского сада с педагогами-иностранцами, но таких садов очень мало, они дорогие и сложно оценить педагогические навыки персонала. Зачастую такие учителя не имеют педагогического образования, а в «педагоги» идут просто из-за знания языка, как нищие французы в 18 веке.

Хороши занятия с репетитором – при условии того, что он опытен, профессионален и хорошо ладит с детьми. В противном случае он может больше навредить, отбив у ребенка интерес к языкам вовсе. Аналогично этому можно рассматривать и вариант няни-гувернантки, являющейся носителем языка.

При самостоятельных занятиях преимуществом будет привычная обстановка и применение различных обучающих пособий и программ. Главное – перед началом посоветоваться с опытными педагогами и выбрать подходящую методику. Ведь если привить неправильные речевые навыки, переучивать потом будет очень сложно.

Алена ПАРЕЦКАЯ