passion.ru
Опубликовано 10 июля 2002, 23:00

Давай с тобой дружить!

  Лето для детей — время новых знакомств и друзей. А нам, родителям, часто так и хочется подсказать своему чаду: “Дружи с этим, а с теми не надо”. Стоит ли так жестоко? А как более дипломатично повлиять на его выбор и донести до ребенка смысл настоящей дружбы?
Давай с тобой дружить!

Лето для детей — время новых знакомств и друзей. А нам, родителям, часто так и хочется подсказать своему чаду: “Дружи с этим, а с теми не надо”. Стоит ли так жестоко? А как более дипломатично повлиять на его выбор и донести до ребенка смысл настоящей дружбы?

Конечно, и среди нас, взрослых, не каждый может гордиться настоящей дружбой, а те, у кого есть такие друзья, вряд ли смогут ответить на вопрос “Почему?”. Повезло, и все тут. Однако есть и еще одно важное условие дружбы — умение дружить, которое закладывается родителями с детства.

Некоторые дети, с раннего детства предоставленные самим себе, очень напоминают в отношении дружбы зверят: дашь вкусное — лизнет руку, но через минуту может укусить, если что-то не по нему. Такой ребенок, если и поделится с другим, то, скорее всего по принципу: “На — я уже не хочу”; если даже и проявит сочувствие или захочет помочь, то непременно с вопросом: “А что я за это получу?”. Такие дети искренне не понимают, когда им говорят о дружбе с ее взаимностью, готовностью отдать другому в ущерб себе. В них просто не воспитывали подобных понятий, они не знают, как поступают настоящие друзья.

Давай с тобой дружить!

Давай с тобой дружить!

Общение двухлетних детей — это совместные игры, причем игры не “вместе”, а “рядом”. Годам к трем у ребенка появляется первое “Я” — он начинает осознавать себя частью общества. Здесь уже возможна формула: “Я + другое Я = Мы друзья”. Сначала со всеми подряд сверстниками, методом проб и ошибок. Потом круг общения постепенно вырисовывается, и в друзьях остаются те, с кем интереснее играть, кто не обидит лишний раз, кто в ответ тоже угостит конфеткой, с кем уютнее и комфортнее.

Но очень скоро начинают появляться и первые симпатии, предпочтения. Ребенок может уже вполне осознанно ответить на вопросы с кем и почему он дружит. Но как раз теперь с этими вопросами надо быть поосторожнее и не задавать их “просто так”. Например, взрослый спрашивает: “Почему ты с ним (с ней) дружишь?”, а в ответ слышит: “Потому, что он (она) всегда со мной делится”. Закончив разговор на этом месте, взрослый оставляет представление ребенка о дружбе односторонне-потребительским. “Раз вопросов и замечаний больше нет, значит, я ответил правильно”, -- решит ребенок. Тут как раз впору продолжить разговор: “А ты?” — “Я тоже делюсь”. — “А это приятно — делиться с другом?”...

Давай с тобой дружить!

Давай с тобой дружить!

Такие беседы могут сложиться по-разному, но важно, чтобы они происходили и мы помогали ребенку уловить и принять ту ценность, которую несет в себе дружба.

Но вот ребенок незаметно подрастает, знакомых становится все больше, отношения со сверстниками — все более многосложными, и многие родители начинают активно вмешиваться в процесс отбора друзей, стараясь оградить свое неискушенное дитя. Однако не правильно полностью ограждать ребенка от общения с “недостойными” сверстниками. Особенно, если ваш ребенок не слишком склонен к излишней внушаемости, а личность самостоятельная, способная сказать “нет!”. Ведь в жизни он будет сталкиваться с очень разными, не только несимпатичными, но и “не безопасными” людьми, и неумение строить с ними отношения может очень повредить как в профессиональной, так и в личной жизни.

Кроме того, хотя родители и взрослее, и опытнее своих детей, но порой их диагноз “неподходящий друг” — может оказаться поспешным. Как часто ребенок умудряется черпать добро из источников “сомнительной” на наш взгляд чистоты. Тихий троечник учит друга любви к своей единственной страсти — астрономии, а злостный прогульщик открывает ему тайную жизнь старого парка; соседская “модница” и “кривляка” незаметно преподает вашей дочери уроки женского обаяния, а неопрятная девчонка из многочисленной армянской семьи учит умелому и уверенному обращению с малышами.

Согласны мы с этим или нет, но ребенку в любом возрасте необходимо чувствовать себя свободным, в том числе и в выборе друзей. И он имеет полное право дружить с теми, кто не нравится его родителям (мы ведь не спрашиваем его, симпатичны ли ему наши друзья). “Что же, пусть делают, что хотят и дружат, с кем попало?” — спросите вы. Это другая крайность, к которой, конечно, никто не призывает. Но давайте попробуем найти золотую середину, которая позволит нам подстраховать ребенка, не мешая ему набираться жизненного опыта и не задевая его чувств.

Давай с тобой дружить!

Давай с тобой дружить!

Давай с тобой дружить!
Давай с тобой дружить!
Давай с тобой дружить!
Давай с тобой дружить!
Давай с тобой дружить!
Давай с тобой дружить!

Ольга МИХАЙЛОВА, детский психолог