passion.ru
Опубликовано 22 ноября 2016, 23:58

СПОРИМ? От ноотропов умнеют

Смотрели «Область тьмы»? Брэдли Купер пьет таблетки и становится умнее и успешнее с каждым днем. Но если он бросит их пить, то умрет.
СПОРИМ? От ноотропов умнеют

Таблетки, от которых умнеют, существуют на самом деле. Большинство из них даже продается в аптеках без рецепта. Не как в кино, конечно — книгу за четыре дня не напишешь, 10 миллионов на бирже за день не сделаешь… Зато и без них не умрешь.

Общее видовое название — ноотропы (от греческого «меняющий разум»). Обычно их назначают старикам при нарушении мозговой активности и детям при СДВГ или энурезе. Но молодые и здоровые тоже порой используют ноотропы в качестве допинга для мозга — перед экзаменами, перед собеседованием у нового работодателя, да и вообще — на всякий случай.

История вопроса

Первый ноотропный препарат (пирацетам) появился в 1963 году. С тех пор количество изобретаемых «таблеток для мозга» неуклонно растет, но до сих пор не существует их четкой классификации. Их пытались делить по химическому составу, по принципу действия, по эффектам… Но мировая медицинская общественность так и не пришла к единому знаменателю. Вроде очевидно, на что влияет препарат, но не совсем понятно, каким образом. Некоторые врачи и вовсе утверждают, что в основе действия любых ноотропов лежит эффект плацебо.

Когда бельгийцы в 1963 году изобрели пирацетам, они тестировали его на собственных студентах — и радовались, насколько у тех повысилась обучаемость и увеличился объем остаточных знаний.

Но в 1992 возникло понятие «доказательной медицины» — и все наблюдаемые эффекты ноотропов были поставлены под сомнение… Или, правильнее сказать, отнесены к третьему уровню доказательности: раз не проводилось исследование препарата в сравнении с плацебо, значит, нет оснований верить в его эффективность.

Вот вам два совершенно противоположных взгляда на проблему — а вы сами решайте, пить или не пить.

Эксперт «ЗА»

СПОРИМ? От ноотропов умнеют

Ольга Сапроненкова

невролог медицинского центра Атлас, преподаватель филиала Военно-медицинской академии им. Кирова

Ноотропы — это большая группа препаратов с разными механизмами действия. Все они улучшают когнитивные (познавательные) способности, память и внимание, но пути достижения этого результата очень разные.

Рацетамы (первые ноотропы) были придуманы для здоровых людей, чтобы активировать познавательные функции и облегчить обучаемость. У этих препаратов очень многокомпонентный механизм действия. Механизмы активации сосудисто-клеточного звена не очень ясны, но суть в том, что улучшается саморегуляция мозга. В принципе, рацетамы можно назвать мозговым допингом: они повышают работоспособность, защищают от переутомления и других стрессовых факторов. Что характерно, они не ведут к привыканию. И, тем не менее, не следует принимать их «превентивно» — без показаний и назначения врача.

Еще одна из многочисленных группа ноотропов — нейромедиаторы. Они используются для коррекции поведения (реагирования на ситуацию), для улучшения памяти у пожилых.

Препараты на основе гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК) часто назначают детям с СДВГ: их задача — восстановить баланс процессов торможения-возбуждения, заставить центральную нервную систему работать в экономном режиме.

Ноотропы великолепно работают у людей с нарушениями речи. Речевая функция (после инсультов, травм, при задержке развития) восстанавливается быстрее у тех, кто принимает пирацетам, чем у тех, кто обходится своими силами.

А об эффекте плацебо теперь заговорили, потому что оценка результата действительно затруднена: механизмы работы мозга являются одними из сложнейших в нашем организме, их исследование до сих пор продолжается. Достоверно доказано только влияние церебролизина на восстановление клеток мозга. Но большое количество исследований и практический опыт врачей показывают, что ноотропы улучшают функцию мозга.

Эксперт «ПРОТИВ»

СПОРИМ? От ноотропов умнеют

Павел Бранд

невролог, медицинский директор клиники «Семейная»

Я крайне редко назначаю своим пациентам ноотропные препараты. А назначая, предупреждаю, что это плацебо. У плацебо есть такая интересная особенность: даже если пациент знает, что это пустышка, оно все равно работает.

Несколько лет назад (примерно тогда же, когда диагноз СДВГ вошел в моду) итальянцы выпустили препарат для лечения детей с неясными жалобами. Жалобы есть, а диагноз по ним поставить невозможно. И им всем стали назначать препарат с минимальными побочными эффектами под названием «Обецалп». Прекрасно работал! Дети выздоравливали. Родители радовались… А теперь прочитайте название препарата задом наперед.

Есть вероятность, что пирацетам работает, но его эффективность и безопасность никто не проверял. И это странно. По правилам, клинические испытания — забота производителя. И в наше время использовать в качестве аргумента «многолетний опыт» несолидно, нужно рандомизированное исследование. Лучше — двойное слепое плацебоконтролируемое — когда ни врачи, ни пациенты не знают до окончания эксперимента, что они принимают: лекарство или пустышку. Если производители отказываются от этого, значит, им есть что скрывать. И в лучшем случае лекарство бесполезно.