Опубликовано 17 октября 2016, 23:58

Рак груди: генетический сбой

Это Всемирный месяц борьбы против рака груди — и вам уже, наверное, раз сто напомнили о необходимости регулярных обследований. Давайте теперь посмотрим на проблему с не самого привычного ракурса. Например, попытаемся понять, была ли превентивная мастэктомия Анджелины Джоли причиной ее болезненной худобы и развода с Брэдом Питтом.
Рак груди: генетический сбой

Гены BRCA 1 и 2 отвечают за производство белков, позволяют исправлять химические повреждения и разрывы в молекулах ДНК. Это единственные известные на текущий момент науке гены, которые кодируют противораковую защиту.

Максим Игнатов

к.м.н., врач онколог-маммолог медицинского центра «Атлас»

Зачем нужен генетический анализ

Мутация генов BRCA 1 и 2 в большинстве случаев приводит к развитию рака молочных желез: у женщин с серьезными мутациями в BRCA 1 в 65% случаев диагностируют рак груди к 70 годам, с BRCA 2 — примерно в 40% случаев. Самое страшное, что эти мутации могут вызывать рак в молодые годы. Если обнаружена мутация генов первого и второго типа, то риск развития рака молочной железы и рака яичника повышается до 97%. Чем старше человек, тем больше риск.

Генетическое исследование стоит делать, даже если у вас в роду ни у кого не было рака груди: возможно, родители еще молоды, заболевание может проявиться в будущем. Не исключено, что бабушки успевали умереть от других причин раньше, чем у них выявлялся рак.

Удалять ли грудь

Рак груди: генетический сбой

При обнаружении мутации врачи иногда советуют сделать превентивную двустороннюю мастэктомию, удалить здоровые молочные железы. В США и Европе это обычная практика, в России пока лишь в некоторых медицинских учреждениях проводят такие операции. Вместе с железой удаляются и все ткани, связанные с ней, поэтому дальнейшее развитие рака груди невозможно.

Удаленные молочные железы, как правило, заменяют эндопротезами — сейчас существует одномоментная операция, в ходе которой удаляются молочные железы и сразу ставятся имплантаты. Это позволяет избежать не только осложнений, связанных с развитием рака в будущем, но и психологической травмы. Ведь грудь — одна из самых сексуальных частей женского тела. Как показывает клиническая практика, после подобной операции возможны только хирургические осложнения.

С одной стороны, конечно, организм теряет орган. Но у молочных желез, в отличие от большинства органов, лишь одна функция — производить молоко. Удаление не оказывает влияния на эндокринную систему в целом.

Все изменения в организме Анджелины Джоли — ее болезненную худобу, утрату работоспособности и что угодно еще — может комментировать только ее лечащий врач. Но он, безусловно, этого делать не будет: врачебная тайна.

Я же уверен, что подобная операция не может сказаться на внешнем виде и общем состоянии здоровья. Удаление яичников (овариоэктомия) часто выполняется лапароскопически, неплохо переносится пациентами, но требует последующей заместительной гормонотерапии, которая позволит смягчить психологические и физиологические последствия операции — депрессию, панические атаки, ухудшение состояния кожи и другие симптомы климакса.

На что влияет лактация

Рак груди: генетический сбой

Как уже было сказано, у молочных желез лишь одна функция — производить молоко. Поэтому их удаление — не катастрофа для организма. Однако связь между кормлением грудью и онкорисками ученые отслеживают с 70-х годов прошлого века. То есть уже почти 50 лет. За столь долгую историю наблюдений было выявлено, что у женщин, которые кормили грудью шесть месяцев и более, рак молочной железы возникал в 10 раз реже, чем у некормящих. Исследования, проведенные в Испании в 2013, подтвердили, что грудное вскармливание снижает количество эстрогена и пролактина, которые стимулируют размножение клеток молочной железы, в том числе и раковых.

Надо понимать, что рак молочной железы бывает разных видов, поэтому грудное вскармливание — лишь один из факторов влияния.