passion.ru
Опубликовано 09 октября 2002, 04:00

ОГРАБЛЕНИЕ XXI ВЕКА

   Все относительно – вопрос в том, с какой стороны смотришь на вещь. Вот вам пример: ограбление. Очень неприятная и невеселая штука – здесь, казалось бы, не может быть расхождений во мнениях. Однако, не тут-то было. И подтверждение тому – невероятно популярная в последнее время тема грабежа в кино. А кто бы стал снимать фильмы про ограбление, если это неприятно зрителям?
ОГРАБЛЕНИЕ XXI ВЕКА

   Все относительно – вопрос в том, с какой стороны смотришь на вещь. Вот вам пример: ограбление. Очень неприятная и невеселая штука – здесь, казалось бы, не может быть расхождений во мнениях. Однако, не тут-то было. И подтверждение тому – невероятно популярная в последнее время тема грабежа в кино. А кто бы стал снимать фильмы про ограбление, если это неприятно зрителям?

ОГРАБЛЕНИЕ XXI ВЕКА

Сначала были Бонни и Клайд, которые представлялись: “Мы грабим банки”. Чем, собственно, и занимались, бесхитростно пользуясь лишь пистолетами. Дальше кинематограф начал демонстрировать нам все более изощренные способы грабежа. Все мы отлично помним фильм “Как украсть миллион” с обаятельным Питером О’Тулом и обворожительной Одри Хэпберн. Этот фильм буквально пронизан детской непосредственностью и очарованием. Так начиналась эра киноограблений. Теперь в кино грабят иначе – грубее и, главное, изощреннее. Вот вам два примера: “Одиннадцать друзей Оушена” и “Медвежатник”.

Сразу оговорюсь: в истории киноограблений уже фигурировал фильм с аналогичным названием. “11 друзей” Содеберга же – это римейк фильма-ровестника “Как украсть миллион”. Но со времен 60-х многое изменилось как в жизни, так и в кино – и римейк тому доказательство.

Уже от одних титров фильма захватывает дух: такому звездному составу актеров позавидует любой режиссер. Отмечу также нестандартность построения действия: основное экранное время занимает непосредственно само ограбление, а не глубокомысленные диалоги и монологи действующих лиц. Этот факт, несомненно, порадует любителей жанра экшн. Однако пусть не расстраиваются остальные: в “11 друзьях” есть всего понемножку – и от романтической комедии, и от мелодрамы, и от захватывающего триллера.

Рассказываю сюжет. Досрочно освобожденный за примерное поведение Дэни Оушен (Клуни) выходит из тюрьмы. И сразу же перестает быть примерным гражданином, поскольку в самых ближайших планах у него – грабеж казино. Да не одного, а сразу трех. Но нельзя забывать, что движет им при этом не тяга к обогащению, а справедливое негодование в адрес владельца упомянутых казино – негодяя и подонка Гарри Бенедикта (Гарсиа). Этот Бенедикт мало того, что имеет весьма скверный характер, так еще и увел у Оушена жену Тесс (Робертс) – лучшее, что у того - по его же словам - было в жизни (хотя, глядя на Робертс, можно и засомневаться). Конечно, в одиночку мистеру Оушену с таким серьезным делом не справиться, тем более, что казино вообще ограбить невозможно. И поэтому Оушену и его закадычному другу Дасти Райану (Питт) необходимо найти соратников, заинтересованных в успехе дела не меньше, чем они сами. Таких бенедикто-ненавистников находится аж 11 человек – именно столько людей необходимо для успеха предприятия.

Это все так, преамбула, которая успевает пройти на экране минут за 15-20. Основное же время фильма занимает непосредственно ограбление, причем показано оно хоть и подробно, но все же довольно схематично. Самое интересное Содеберг припрятал на финал. За последние 15 минут фильма одна за другой раскрываются все карты, от чего, мягко говоря, захватывает дух: настолько изящно и остроумно поработала компания Клуни&Co.

И даже попахивающий банальностью хэппи-энд фильма с фирменной улыбкой Джулии Робертс не смазывает впечатление от фильма. Содеберг еще раз подтвердил статус одного из лучших голливудских режиссеров нашего времени.

ОГРАБЛЕНИЕ XXI ВЕКА

Честно говоря, фильм немного затянутый, и от этого возникает ощущение бездействия. Как и в “11 друзьях Оушена”, основное время герои занимаются грабежом, но у Содеберга грабят интересней и веселее. Возможно, Озу не хватило Содеберговского размаха с подбором звезд, но ведь и масштаб ограбления поменьше. Зато как минимум половину времени можно любоваться постаревшим, но не растерявшим шарма Де Ниро, герой которого мастерски взламывает сейфы и вдобавок спит с темнокожей стюардессой.

Сюжет фильма довольно незамысловат, что компенсируется количеством хитроумных приспособлений. Взломщик со стажем Ник Уеллс (Де Ниро) уже было завязал с преступной жизнью и собирался прожить остаток лет своих тихим законопослушным владельцем джаз-бара, как ему сделали предложение, от которого он просто не смог отказаться. Шутка, ли, когда твоя доля в деле составляет 6 миллионов долларов – тут каждый согласится. Тем более, что риск был обещан минимальный, а дело совершенно верное. Вот он и отложил выход на пенсию. В напарники Нику достался юный и взбалмошный Джек (Нортон) с потрясающими актерскими способностями. С его талантами надо было не грабить, а в театральное училище идти. Может, так бы оно и случилось, если бы на монреальской таможне не завалялся французский скипетр 16 века, привезенный туда в ножке рояля.

Как опытный человек, Ник тщательно продумал все детали и даже умудрился порепетировать, добыв неизвестно откуда нужную модель сейфа. Вот здесь, когда будете смотреть фильм, советую обратить внимание на маленькую деталь. Все мы не раз слышали мнение Чехова, что если в первом акте на сцене висит ружье, в пятом оно непременно должно выстрелить. Так вот, когда Ник объясняет любопытному Джеку механизм сейфа, на столе рядом лежит этакий набалдашник – макет скипетра. Готовьтесь – в решающий момент этот набалдашник выстрелит. То есть, конечно, в переносном смысле, но ход довольно изящный и остроумный. А в общем, как и планировалось, дело прошло успешно, только вот с долей Ник не рассчитал – планировал получить 6, а вышло все 40 миллионов. Чем не хэппи-энд?

Посмотрев эти фильмы, вы наверняка согласитесь, что ограбление действительно может быть веселым и приятным. Хотя, может быть, весь секрет здесь в том, что мы – лишь сторонние наблюдатели?

Полина ЛИОН