Мало какой современный фильм обходится без спецэффектов, насилия и пошлости. Это уже стало нормой – пара драк, пара постельных сцен, несколько соленых шуточек – вот вам и очередная суперновинка экрана. Других фильмов уже, кажется, и не снимают, а если и снимают, то эти картины в широкий прокат не попадают – им место на фестивалях, а не в биллбордах десятки самых кассовых фильмов. Однако, похоже, режиссер Оливер Паркер не из тех, кто привык придерживаться стандартов, поэтому он взялся за экранизацию пьесы Оскара Уайльда, написанную аж в 1895 веке. И шумный успех фильма – лишний раз доказательство тому, что Оскар Уайльд бессмертен в своих произведениях. Так, наверняка “Кентерберийское привидение” и “Портрет Дориана Грея” прекрасно запомнились вам еще с детских времен. Но сейчас речь не о них.

   Мало какой современный фильм обходится без спецэффектов, насилия и пошлости. Это уже стало нормой – пара драк, пара постельных сцен, несколько соленых шуточек – вот вам и очередная суперновинка экрана. Других фильмов уже, кажется, и не снимают, а если и снимают, то эти картины в широкий прокат не попадают – им место на фестивалях, а не в биллбордах десятки самых кассовых фильмов. Однако, похоже, режиссер Оливер Паркер не из тех, кто привык придерживаться стандартов, поэтому он взялся за экранизацию пьесы Оскара Уайльда, написанную аж в 1895 веке. И шумный успех фильма – лишний раз доказательство тому, что Оскар Уайльд бессмертен в своих произведениях. Так, наверняка “Кентерберийское привидение” и “Портрет Дориана Грея” прекрасно запомнились вам еще с детских времен. Но сейчас речь не о них.

Я говорю о фильме“Как важно быть серьезным”.

Режиссер Оливер Паркер. В ролях: Руперт Эверетт, Колин Ферт, Риз Уизерспун, Френсис O’Коннор, Джуди Денч.

Юмор Уайльда несомненно должен быть причислен к английскому – и по происхождению автора, и по остроте и замысловатости шуток. Фильм Паркера настолько удачно передает уайльдовскую манеру острить, что вполне может быть поставлен в ряд со знаменитым “Дживсом и Вустером”.

Отступлюсь от стандартного пересказывания сюжета: те, кто читал Уайльда, отлично его знают, а остальные могут получить море удовольствия, прочитав пьесу в оригинальном варианте. Поэтому лучше буду рассказывать об актерах и их игре. Единственое, что считаю нужным пояснить на всякий случай: в оригинальном английском тексте пьесы основной юмористический эффект достигается игрой слов, наиболее яркий образчик которой – перекличка названия и имени главного героя: "The importance of being earnest" и "Earnest". Поэтому для тех, кто знает английский, будет интересно посмотреть фильм в оригинале или же отстраниться от русского перевода (в кинотеатре фильм идет без дублежа, с одним переводчиком). Итак, обещанный рассказ об исполнителях.

На мой взгляд, актерский состав – лучше и придумать нельзя. Вот только краткий перечень свидетельств их удачной карьеры:

Руперт Эверетт – “Кто застрелил Виктора Фокса”, “Сон в летнюю ночь”, “Идеальный муж”, “Влюбленный Шекспир”, “Свадьба лучшего друга”, “Высокая мода”, “Лучший друг”;

Колин Фирт – “Дневник Бриджет Джонс”, “Относительные ценности”, “Влюбленный Шекспир”, “Английский пациент”, “Гордость и предубеждение”;

Риз Уизерспун – “Блондинка в законе”, “Выбор”, “Жестокие игры”, “Человек на луне”; Френсис О’Коннор – “Искусственный разум”, “Мадам Бовари”, “Менсфилд парк”, “Любовь и другие катастрофы”

Джуди Денч – “Айрис”, “Шоколад”, “И целого мира мало”, “Чай с Муссолини”, “Влюбленный Шекспир”, “Завтра не умрет никогда”;

Теперь же поговорим об их заслугах в комедии “Как важно быть серьезным”

Руперт Эверетт – Алджернон-Эрнест II. Актер известен в основном по фильмам “Свадьба лучшего друга” и “Лучший друг” - и там, и там играл гея, отличившись нечеловеческим магнетизмом. Вообще-то Эверетт не тянет на секс-символа по многим параметрам, но при этом действительно безумно обаятелен и от этого как-то особенно привлекает женсокое внимание – Сесили вполне можно понять.

Риз Уизерспун – Сесили Кардью. До этого фильма я ее, похоже, недооценивала – а она, между тем, очень здорово вжилась в роль деревенской девушки и совершенно неподражаемо фантазирует и предается скромным и не очень девическим мечтам. Играя наивную, но, в то же время весьма целеустремленную девушку, Риз сделала буквально невозможное – переродилась из женщины XXI века в молоденькую воспитанницу с огромным состоянием, основным занятием которой стало вести девический дневник и вздыхать о прекрасном принце.

Колин Фирт – Джек-Эрнест I. Кто-то, возможно, упрекнет меня в излишнем внимании к “Дневнику Бриджит Джонс”, но факт остается фактом: Колин Фирт известен зрителям именно по этому фильму. Больше ничего особенного про него добавить, к сожалению, не могу – в “Как важно” он остается верен своей сдержанной манере играть настоящего джентльмена и ведет себя более чем серьезно и рассудительно. И даже трюк с переодеванием по приезду из деревни в Лондон не помогает замаскироваться под гуляку и шалопая. Все шалопайство в этом фильме принадлежит брату Джека – Эрнесту II (и, следовательно, Эверетту).

Фрэнсис О’Коннор – Гвендолен. Девушки в пьесе Уайльда более скромные и менее остроумные, нежели молодые люди, однако О’Коннор отлично справилась со своей задачей. Ее Гвендолен современна и эмансипирована, знает толк в нарядах, светских манерах и правильных женихах. Для полноты описания следует упомянуть о некоторой экстравагантности этого персонажа: если Уайльд считал достаточным для экстравагантной девушки быть просто раскованной, то Паркер, похоже, счел это неубедительным и пошел дальше – Гвендолен в порыве любовного дурмана делает себе татуировку с вожделенным именем на весьма интересном месте. Этот небольшой отход от первоисточника, как ни странно, совсем не портит фильм и удачно вписывается в общую атмосферу каламбуров и помолвок.

Многие кинокритики заостряли внимание на Джуди Денч, сыгравшую леди Брекнелл и, следовательно, мать Гвендолен. К своему стыду, ничего особенно примечательного в ее игре я не заметила, но должна признать, что роль вполне удалась и была сыграна более чем характерно.

И напоследок не могу обойти вниманием персонаж второго плана, гувернантку Сесисли, - мисс Призм. Удивительно, но в киношном мире актеров еще не перевелись сухонькие миниатюрные старушки, которым так идут белые кружевные чепчики.

Что касается фильма в целом, то несмотря на отзыв Денч, что “тут как-то все завязано на сексе” и “пьеса куда живее, чем ей представлялось”, экранизация Уайльда хороша именно непошлостью и несколько старомодным изяществом – это дает Паркеру огромное преимущество.

Я бы советовала смотреть фильм в атмосфере полного спокойствия, если вы уверены, что на протяжении пары часов вас никто не потревожит. Идеальное место для этого – уютный небольшой кинотеатр или пустая квартира с огромным телевизором.

Полина ЛИОН