Мулен Руж/Moulin Rouge, США-Австралия, 2001, Реж. Бэз Лурманн. В ролях: Николь Кидман, Юэн МакГрегор, Ричард Роксбург, Джим Броудбент, Джон Легуизамо.    Вы не задумывались, когда последний раз видели хороший фильм о Любви? Не про любовь, а о Любви? Сразу в голову почему-то ничего не приходит...

Мулен Руж/Moulin Rouge, США-Австралия, 2001, Реж. Бэз Лурманн. В ролях: Николь Кидман, Юэн МакГрегор, Ричард Роксбург, Джим Броудбент, Джон Легуизамо.    Вы не задумывались, когда последний раз видели хороший фильм о Любви? Не про любовь, а о Любви? Сразу в голову почему-то ничего не приходит...

Ну да, появляются киноленты о проблемах семьи и брака, непритязательные романтические комедии, да что там говорить, даже в фильмах ужасов без сквозной любовной темы обычно не обходится... Но ведь это все не то. Откровенно говоря, яркого, увлекательного, красивого фильма о Любви не было уже очень давно, пожалуй с того самого момента, как океанские воды сомкнулись над головой бледного от холода Леонардо Ди Каприо в “Титанике”. И вот, наконец, свершилось.

На российские экраны вышел фильм австралийца Бэза Лурманна “Мулен Руж”, фильм о любви, триумфально открывший Каннский кинофестиваль 2001 года. Мы имеем все основания гордиться, в России состоялась европейская премьера фильма, в остальных странах, включая Францию, он выйдет в прокат позже.

Об этой картине начали говорить задолго до премьеры. Слухи ходили самые противоречивые. Одни говорили, что съемки ленты напоминают роскошную феерию: среди невероятной красоты декораций Парижа начала века разыгрываются нешуточные любовные страсти, которым позавидовал бы сам Шекспир. Другие твердили, что фильм – потрясающий мюзикл, где поэты и проститутки очень весело поют песни Элтона Джона, Мадонны, Фила Коллинза и других поп-звезд XX века. Как это часто бывает, правы оказались и те, и другие, но фильм превзошел самые смелые ожидания.

Австралийский режиссер Бэз Лурманн за свою жизнь снял всего лишь три фильма, однако считается одним из самых талантливых режиссеров своего поколения. В 1992 году он громко дебютировал картиной “Только в танцевальном зале”, стремительно получил предложение перебраться в Голливуд, где в 1996 году и снял свой второй фильм “Ромео+Джульетта”, осовремененную версию трагедии Шекспира с Ди Каприо в главной роли. И вот на экранах “Мулен Руж”, последний фильм Лурманна, который он снимал целых три года.

   Действие происходит в Париже на рубеже XIX и XX веков. Молодой писатель Кристиан (Юэн МакГрегор – “Звездные войны: Скрытая угроза”, “На игле”) приезжает в столицу и поселяется в богемном районе Монмартр в комнате с видом на “Мулен Руж”, легендарный танцевальный клуб и бордель, существующий, кстати, и поныне. Кристиан мечтает о славе, он приехал писать о Свободе, Красоте, Истине, Любви. Судьба сводит его с королем богемы Анри Тулуз-Лотреком. Кстати, это исторический персонаж, художник-карлик, воспевший в своих картинах мир кабаре и богемной жизни. Правда в 1899 году, когда происходит действие фильма, настоящий Тулуз-Лотрек уже ничего не рисовал из-за тяжелых приступов белой горячки, вызванной неумеренным потреблением абсента и других спиртосодержащих напитков. В фильме Тулуз-Лотрек знакомит молодого писателя с Сатин (Николь Кидман – “Широко закрытые глаза”), самой прекрасной куртизанкой “Мулен Руж”. Кристиан влюбляется в Сатин, еще не зная, что она смертельно больна, у нее чахотка. Между тем, любви Сатин и Кристина мешает богатый граф, который готов платить любые деньги, лишь бы куртизанка принадлежала только ему. “Я не ревнивый, - кричит он в истерике, - Просто я не люблю, когда трогают мои вещи!!!” Долгое время молодые любовники вместе с хозяином “Мулен Руж” Гарольдом Зидлером (в блестящем исполнении англичанина Джима Броудбента) дурачат графа, однако тот узнает об обмане и замышляет убить Кристиана. Влюбленные вынуждены расстаться, трагическая развязка все ближе и ближе...

   В пересказе сюжет изрядно отдает мелодраматизмом, но видели бы вы, во что он превращается в фильме! Бэз Лурманн не зря работал над картиной аж три года, ему удалось превратить историю любви Кристиана и Сатин в ослепительное зрелище. Главный дизайнер фильма Кэтрин Мартин приняла решение снимать фильм не в Париже, а в... Австралии. На киностудии в Сиднее было выстроено двадцать роскошных павильонов для съемок, включая декорацию всего Парижа (конечно, в несколько уменьшенном виде). Золото, красный бархат и даже огромный слон из папье-маше – чего там только нет! На съемках было задействовано свыше трехсот танцоров и танцовщиц, уж что-что, а танцы Лурманн научился великолепно снимать еще в своем первом фильме.

Конечно же во время столь масштабных съемок не обошлось без проблем. Больше всего пострадала несчастная Николь Кидман, которая и так давно не может придти в себя после разрыва с Томом Крузом.

Сначала бедняжка Николь исхитрилась сломать ребро. Виноват в травме был ее партнер Юэн МакГрегор, который, кстати, потом долго этим фактом гордился. Во время совместного танца Кидман, согласно указаниям хореографов, должна была выполнить несложный пируэт, потом отбежать в сторону и упасть в объятья партнера, однако МакГрегор просто не сумел ее поймать! Пришлось спешно вызывать бригаду хирургов, которые без промедления заковали актрису в гипсовый корсет.

Как оказалось позже, эскулапы поторопились, в результате ребро треснуло по новой и съемки пришлось прервать на месяц. Это было в самом начале съемок, а в конце все та же Кидман ухитрилась навернуться на высоких каблуках с лестницы, исполняя песню “Бриллианты – лучшие друзья девушки”. Результат – поврежденная коленная чашечка, а виноват во всем тиран Лурманн, который заставил актрису работать семнадцать часов подряд до часу ночи. При таком режиме кто угодно с лестницы упадет от усталости.

   Как уже говорилось, “Мулен Руж” не просто фильм о Любви, но еще и мюзикл, причем мюзикл весьма необычный. Лурманн решил отказаться от оригинальных песен, а вместо этого использовал новые неожиданные обработки хитов таких групп как The Beatles, Kiss, Quenn, T-Rex, The Police, Nirvana, U2 и таких исполнителей как Фил Коллинз, Дэвид Боуи, Мадонна, Фрэнк Синатра, Мэрилин Монро, Элтон Джон. Фильм “Мулен Руж” можно использовать в виде теста “Знаете ли Вы западную поп-музыку?”: если Вы узнали больше пяти мелодий – неплохой результат, более десяти – просто отличный. Особый интерес музыкальной стороне фильма придавал тот факт, что Николь Кидман и Юэн МакГрегор все свои вокальные партии исполняли сами, хотя Николь последний раз пела на сцене в провинциальной рок-группе в шестнадцать лет, а ее партнер даже и не пробовал развивать свои музыкальные дарования. Не хочешь – заставим, по такому принципу действовал Бэз Лурманн и добился своего: сам сэр Элтон Джон поставил МакГрегору высший балл за вокальное мастерство, а Кидман всерьез подумывает не заняться ли сольной карьерой.

   Но, конечно, главное в фильме – не музыка и танцы, а история Любви с большой буквы. Той самой Любви, что движет небесные светила, неслучайно во время решающего объяснения героев сама Луна с пресмешными рисованными усами начинает им подпевать. История любви Сатин и Кристиана проста, как слова популярных песен, звучащих в фильме, и настолько же неотразима. Это история Настоящей Вечной Любви, по силе не уступающей страсти Ромео и Джульетты. При этом не стоит думать, что “Мулен Руж” - исключительно грустный фильм. Вовсе нет, напротив, он задорный и веселый, а местами, когда, например, Сатин дурит наивного графа, вообще нельзя удержаться от смеха.

Мир “Мулен Руж” – это яркий карнавал, где смех и слезы неразрывны, где сбываются самые сокровенные мечты, где царствуют Истина, Свобода, Красота и Любовь. Та самая идеальная Любовь, которую мы так долго ждали. И дождались. Хотя бы в кино.

Михаил АЛЕКСЕЕВСКИЙ