Для ценителей хорошего авторского кино эта осень принесла долгожданный подарок - в прокат вышел новый фильм Педро Альмодовара (Pedro Almodovar) «Кожа, в которой я живу» с Антонио Бандерасом (Antonio Banderas) в главной роли.

Для ценителей хорошего авторского кино эта осень принесла долгожданный подарок - в прокат вышел новый фильм Педро Альмодовара (Pedro Almodovar) «Кожа, в которой я живу» с Антонио Бандерасом (Antonio Banderas) в главной роли.

В своих фильмах Педро Альмодовар стремится предоставить слово представителям субкультур, почти не имевшим до этого выхода к зрителям. Для творчества режиссера характерно некое нарочитое смешение массового и элитарного, желание сделать несуществующими любые границы между высоким и низким.

Почти во всех фильмах Альмодовара главной героиней является женщина. Ее страдания он разделяет, ее хитростями восхищается, а окружающие ее предметы косметики и одежды возводит в ранг фетиша.

Загадка женского таится для Альмодовара в восхитительной неуловимости, непостоянстве поверхностного, бытового поведения, которое в итоге тоже оборачивается своеобразной глубиной.

Страдания, слезы и отчаяние наполняют его фильмы. Он мастерски нащупывает болевые точки общества и манипулирует зрителем, вытаскивая из его подсознания тайные страхи и фобии.

Проститутки, гомосексуалы, ВИЧ-инфицированные, транссексуалы и наркоманы - все те, кого общество обычно отвергает, предстают перед нами честно, без прикрас. Ведь для Альмодовара это и есть общество, это мы, это люди, которые живут вокруг нас.

Режиссер и его герои нередко выходят за рамки, допустимые современной моралью, но тем самым они говорят, что каждый имеет право быть собой. Не осуждайте тех, кого вы не понимаете, тогда и вас никто не осудит.

Специально для вас редакция журнала Passion.ru выбрала 10 лучших фильмов Педро Альмодовара, которые стоит посмотреть хотя бы раз.

«Все о моей матери»

«Все о моей матери» (1999)

Все о моей матери

«В каждой женщине есть частичка матери, актрисы, святой и грешницы».

Фильм «Все о моей матери» стал не только лучшей лентой режиссера, но и знаковой лентой всего десятилетия. Впервые приняв участие в Каннском фестивале с этим фильмом, Педро Альмодовар удостоился приза за лучшую режиссуру и взял «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке.

«Все о моей матери» - это кино про любовь, самую сильную в мире, которую не может разорвать даже смерть. Основной темой фильма Альмодовар выбрал самое страшное, что может случиться с женщиной - потерю ребенка.

На руках у Мануэлы умирает ее единственный сын Эстебан. Выполняя его предсмертное желание, она отправляется на поиски его отца, с которым не виделась 20 лет.

Отец, которого тоже звали Эстебан, тем временем принял облик пышной брюнетки и обзавелся новым именем - Лола-Пионерка. Несмотря на это, он сумел оплодотворить молодую монашку Розу, заразив ее при этом СПИДом.

Очаровательная Пенелопа Круз (Penelope Cruz), к тому времени уже опытная актриса, сыграла эту роль, сумев привнести в нее много трогательности и силы. Роза рожает третьего Эстебана и умирает в муках. Мануэла берет новорожденного к себе на воспитание.

При всей кажущейся бредовости сюжета, на первый план выходят не действия и характеры героев, а их чувства. Проникаясь проблемами других людей, Мануэла находит выход из собственного душевного кризиса.

Сессилия Рот (Cecilia Roth) настолько полно и ярко насыщает своего персонажа, что в какой-то момент в ней уже перестаешь видеть актрису, в ней видишь настоящего человека, настоящую мать.

Терпимость, которую Альмодовар старался показать в ее образе, выдерживает все проверки, уравнивает в прощении и ложь, и беспечность, и даже подлость. Вообще каждая женщина, появляющаяся в этом фильме, достойна громких аплодисментов.

«Поговори с ней»

«Поговори с ней» (2002)

Поговори с ней

В фильмах Альмодовара мужчины порой больше напоминают женщин, а женщины - мужчин. Несмотря на очевидную абсурдность и резкость, такое кино после просмотра переворачивает все внутри и заставляет проснуться от глупого, скучного сна, навязанного серой обыденной жизнью и стереотипами, заставляет вспомнить о самом главном.

Еще чуть-чуть и был бы перебор, но Альмодовар умудряется снимать блестящее кино, оставаясь на грани и не сваливаясь в пропасть пошлости. Он выбирает самые острые темы и лепит из них трогательные, мелодраматические сюжеты, не теряя при этом чувства меры.

«Поговори с ней» - это история о двух женщинах, которые пребывают в коме, и о двух мужчинах, которые за ними ухаживают. Санитар Бениньо верит, что его разговоры с Алисией что-то значат не только для него, но и для нее.

Журналист Марко, в силу природного цинизма, ни в какие подобные штучки не верит. В результате его подопечная Лидия так и остается в коме, а Алисия волшебным образом оживает. Но мораль не в том, что нужно было просто «поговорить с ней».

Для настоящего волшебства нужно обязательно выйти за пределы. За пределы чего угодно - уголовного кодекса, этики, эстетики. В обывательском понимании Бениньо - явный псих, по сути спасший Алисию, но на поверку именно там, за пределами и обнаруживаются настоящие чувства.

«Женщины на грани нервного срыва»

«Женщины на грани нервного срыва» (1988)

Женщины на грани нервного срыва

Фееричный, ироничный, легкий, поучительный фильм «Женщины на грани нервного срыва» заряжает потрясающей положительной энергетикой. У режиссера продумана каждая сцена киноленты, нет ни одного лишнего кадра.

Все актеры идеально подобраны и соответствуют своим ролям как нельзя лучше, особенно внешне.

В фильме «Женщины на грани нервного срыва» переплетено несколько историй, судеб разных женщин, но все они сводятся к одному красавцу-мужчине, уже немолодому, но все еще притягательному ловеласу.

Из-за таких мужчин, как Иван, мы, женщины, и сходим с ума, доводя себя до нервного срыва.

Альмодовар создал отличный коктейль - густое и насыщенное гаспачо. Нагромождая одну невероятную ситуацию на другую, режиссер ловко превращает трагедию в откровенный фарс, комедию-кич. Вот к чему приводит чересчур изысканная кулинария.

«Возвращение»

«Возвращение» (2006)

Возвращение

Педро Альмодовар - режиссер, который, прежде всего, любит женщин: молодых и старых, жен и матерей, дочерей и внучек, живых и даже мертвых. Его фильм «Возвращение» - это веселый сюжет с царящим матриархатом.

Главная идея - возвращение в детство, к истокам, возвращение к нерешенным проблемам, возвращение мертвых к живым.

На этот фильм автора вдохновило собственное воспоминание о детстве в Ла-Манше, он возродил живой портрет жизни в деревне, мало чем отличающийся от той, где родился сам Альмодовар.

Однако центральной фигурой сюжета является женщина. Работая по собственному сценарию, Альмодовар рисует сильные образы, которые все в какой-то мере имеют историю преодоления личной драмы.

В самом сердце картины, конечно, несравненная Пенелопа Круз. Зритель просто не может не влюбиться в ее сильную героиню с непростой историей.

Глубина семейных тайн и кровных связей, повторение судьбы и боль объединяют женщин, они справляются со своими проблемами и красиво идут вперед, даже не надеясь на мужчин, помогая друг другу жить в этом прекрасном, слегка нереальном мире.

«Разомкнутые объятия»

«Разомкнутые объятия» (2009)

Разомкнутые объятия

Это четвертая совместная работа режиссера Педро Альмодовара и актрисы Пенелопы Круз, талантливый дуэт которых способен удивлять вновь и вновь. В «Разомкнутых объятиях» перед нами предстает обворожительная, страстная, нежная, любящая, страдающая, искрящаяся Пенелопа.

Альмодовар умеет сочетать в одном фильме все человеческие проявления - по количеству впечатлений и накалу страстей этот двухчасовой фильм превосходит многие сериалы. Это умное, прекрасное кино о любви, о жизни, о ненависти, о преданности.

Фильм рассказывает нам историю о том, как потерявший зрение сценарист спокойно живет своей жизнью, пишет сценарии на заказ, учит своего ученика. Все течет плавно и размеренно, пока новость о смерти одного знаменитого магната не наполняет жизнь главного героя воспоминаниями о своей прежней жизни, о единственной настоящей любви.

Педро Альмодовар - художник, человек с уникальным взглядом на жизнь.

Он совмещает несовместимые вещи, дополняя свои картины, отчасти театральные, неповторимым ансамблем из подкупающей чувственности, интимности и искренности. Равнодушным остаться невозможно.

«Дурное воспитание»

«Дурное воспитание» (2004)

Дурное воспитание

Это тяжелая картина про те моменты жизни, о которых мы стараемся молчать. И причина не только в сексуальной ориентации героев. В этом фильме показаны предательство, продажность, порочность.

Детская сказка о дружбе и самопожертвовании, пройдя через года, развеялась как дым, оставив привкус боли, потерь, смерти, лжи, холодности, бесчувствия, эгоизма.

Сюжет фильма отчасти автобиографичен, его задумка прошла с автором сквозь годы. Режиссер берется снять фильм по сценарию, в котором повторяется его собственная история взаимоотношений с давним другом и одноклассником.

В фильме Альмодовар уделяет много внимания грубым и подчас пошлым гей-сценам, однако само визуальное оформление фильма безупречно. Страшно признаться, но Гаэль Гарсиа Берналь (Gael Garcia Bernal) в женском образе безумно сексуален.

Посмотреть фильм обязательно стоит, ведь это говорящее кино о том, что людям необходимо вспомнить, что значит любить и прощать, и как ужасно на фоне чистых чувств выглядит продажное желание.

«Свяжи меня»

«Свяжи меня» (1990)

Свяжи меня

Фильм режиссера Педро Альмодовара «Свяжи меня» можно, несомненно, считать авторским. Здесь нет ни банального сюжета, ни сопливых сцен, - это исключительное кино, эпатажное, искрометное. В нем мы видим искреннюю, но весьма своеобразную любовь.

Главный герой фильма Рикки, которого блестяще сыграл Антонио Бандерас (Antonio Banderas), выписывается из психиатрической больницы и начинает преследовать порноактрису, к тому же, наркоманку, Марину, с целью создать здоровую семью.

Рикки похищает ее, привязывает к кровати, однако вовсе не для того, чтобы взять ее грубой силой. Он проявляет нескончаемую заботу о девушке - покупает только лучшие веревки для ее рук и самый мягкий пластырь для рта.

Такое поведение приносит неожиданно щедрые плоды - Марина влюбляется в своего похитителя.

Герои Альмодовара не идеальны, поступки их порой невероятно абсурдны, но тем интереснее за ними наблюдать. Каждый человек имеет свои слабости, достоинства и недостатки, но при этом он всегда неповторим, всегда Личность.

Альмодовар специально преувеличивает странности своих героев, чтобы нагляднее показать, подчеркнуть их индивидуальность.

«Живая плоть»

«Живая плоть» (1997)

Живая плоть

По словам самого Альмодовара, это самая мучительная работа в его кинобиографии. Фильм снят по одноименному роману популярной английской писательницы Рут Рэнделл. Это история о заигравшихся с любовью и смертью трех мужчинах - Давиде, Викторе и Санчесе, которые страдают из-за двух женщин - Елены и Клары.

В одном из интервью режиссер привел более остроумное и подходящее название для этой картины - «Мужчины на грани нервного срыва».

Это название действительно выразило бы то состояние физического и психологического трепета, что испытывают мужчины, чья жизнь в целом - эротическое влечение, в частности, это вечная «репетиция преступления», не обязательно совершаемого в реальной жизни или же творимого в болезненном воображении.

В любом случае, это всегда хождение по лезвию бритвы, балансирование на краю бездны.

Героиня Франчески Нери (Francesca Neri) - роковая женщина, которая сводит с ума, отправляет в тюрьму, делает физическими и душевными инвалидами влюбленных в нее мужчин, становится современной Еленой Прекрасной.

Несмотря на раздающиеся выстрелы, несмотря на внешнюю трагичность ситуации, фильм «Живая плоть» смотрится легко, а ирония порой граничит с абсурдом.

Здесь присутствует любимый коктейль режиссера, состоящий из страсти, наркотиков, секса, трущоб и убийства на почве ревности. Напряженный марафон на выживание, в котором невозможно победить.

«Цветок моей тайны»

«Цветок моей тайны» (1995)

Цветок моей тайны

Фильм о трогательной судьбе сочинительницы популярных женских романов. Лео Масиас долгие годы успешно пишет книги под псевдонимом Аманды Грис, а вот в реальной жизни у нее не все гладко.

Ее связывают нелегкие отношения с матерью, сестрой и мужем, который изменяет ей с ее близкой подругой. Главная героиня - писательница с простой, казалось бы, тайной, но если вдуматься, эта тайна действительно красива, как самые фантастические цветы.

Фильм очарователен, так верно в нем изображена глубина боли. Герои его реальны и близки, они понятны и предсказуемы - такие же, как мы. Не перестаю восхищаться умением Альмодовара блестяще подбирать актеров.

Интересно, что в этом фильме свою первую роль сыграл Хоакин Кортес (Joaquin Cortez) - всемирный известный танцор фламенко.

С возрастом Альмодовар решил отказаться от слишком провокационного и внешне эксцентрического стиля, делая свои ленты более эмоциональными и душевными.

Его персонажи - женщины, которых он боготворит и вырисовывает с большой любовью, понимая и оправдывая их очевидную сумасбродную логику и стервозность натуры, как способ выживания в нашей запутанной жизни.

«Высокие каблуки»

«Высокие каблуки» (1991)

Высокие каблуки

Это история двух женщин - матери и дочери. Их непростые отношения осложняются тем, что их обеих подозревают в убийстве.

«Высокие каблуки» - первый фильм Альмодовара, который я посмотрела, и до сих пор помню, какое неизгладимое впечатление он на меня произвел. За внешним детективом разворачивается более горячая основа психологических конфликтов.

Ворох загадок, недомолвок в отношениях двух женщин сыграют куда более важную роль, нежели полицейское расследование, которое режиссер обыгрывает как фарс на фоне больших человеческих чувств.

Ложь и правда в фильме образуют яркий контраст. А врут тут все - кто-то из-за привычки, кто-то по необходимости, а кто-то просто для шарма.

***

Педро Альмодовар опасно балансирует на грани между высоким искусством и пошлостью. Мастерство режиссера отточено, а абсурдность подается размеренными порциями в общей композиции, изобилующей яркими красками сцен, звучащих диалогов и запоминающихся актеров.

Альмодовар - гений диалогов и мизансцен. Убийство с привкусом недоразумения. Любовь со вкусом крови и горечи.

Тем не менее, Альмодовар всегда умеет дарить зрителю надежду. Он не только плачет, но и смеется вместе со своими героями. Впрочем, и над ними тоже.

Екатерина БОЙКО