Помогать коллегам – не так уж и плохо, однако научиться отказывать им и руководству – просто необходимо!

Жизнь сотрудников, которые не могут отказывать своим коллегам и начальству, нередко превращается в сплошной кошмар. Пользуясь робостью и желанием таких людей всем угодить, сослуживцы начинают сначала понемногу, а потом и вовсе беззастенчиво пользоваться этими слабостями. Впрочем, в любой ситуации всегда можно поставить точку, когда вам предлагается что-то невыгодное или трудновыполнимое. Passion.ru поможет научиться говорить «нет».

Отказ – не катастрофа

Отказ – не катастрофа

Вы едва успеваете выполнить свои обязанности и уже понимаете, что часть запланированных дел придется перенести на завтра или задержаться допоздна на работе. Но тут из-за монитора возникает ваш коллега и с немного виноватой ухмылкой просит вас отредактировать его письмо или позвонить проблемному клиенту. Ваше первое и единственное желание – отмахнуться от назойливого сослуживца, но что-то мешает вам ответить отказом, и, негодуя на собственную мягкотелость, вы соглашаетесь.

Стоит вам один раз дать слабину, как слушок о вашей безотказности распространится по офису со скоростью горячей сплетни. В этом случае постарайтесь представить самый худший вариант развития событий – вы говорите «нет». Что будет? Вряд ли коллега настолько взъестся на вас, что это перечеркнет всю вашу карьеру. Вы имеете право быть занятым своими делами и распоряжаться собственным временем. Поэтому ваше «нет» никак не повлияет на вашу дальнейшую карьеру.

Объяснение вместо оправданий

Объяснение вместо оправданий

Впрочем, некоторые нерешительные особы периодически все-таки встают на защиту своих интересов. Но тут стоит обратить внимание на один нюанс – вместо оправданий лучше использовать объяснения. Виноватый тон и неуверенная поза не помогут вам отстоять свой интерес.

Если вы аргументировано и кратко излагаете причину отказа, то шанс «достучаться» до назойливого сослуживца у вас определенно есть. Но пространное растекание мыслей, попытка угодить собеседнику и не вызвать у него раздражение возымеет обратный эффект. Будьте кратки, ведь вы всего лишь аргументируете свой отказ и защищаете свои деловые интересы.

Даже если до этого у вас была неважная репутация безотказного сотрудника, пара-тройка кратких и аргументированных отказов надолго отвадит от вас сослуживцев, паразитирующих на мягкотелости коллег.

Функционал – прежде всего

Функционал – прежде всего

То, что подходит для рядовых сослуживцев, может и не «прокатить» с руководителем. Отказываться от поручений свыше в большинстве компаний как-то не принято. Тем, кто всерьез озадачен вопросами построения карьеры, наверное, и не стоит отказываться от дополнительной нагрузки со стороны руководства.

Но и здесь найдутся свои исключения – если начальство беззастенчиво эксплуатирует вас, то стоит задуматься о своей выгоде в этой ситуации. Даже если вам не обещается никаких финансовых бонусов или служебных преференций, за дополнительную работу взяться стоит, если она поможет вам приобрести новый опыт или расширить портфолио.

Но если ваш шеф попросту зарвался, вы имеете полное право выполнять только свои непосредственные обязанности, за которые получаете зарплату. В этом случае вы можете аргументировать свой отказ, сославшись на текущую загруженность своими непосредственными обязанностями. Вместо жалоб просто сошлитесь на то, что времени едва хватает для выполнения всех поставленных задач.

Долг платежом красен

Долг платежом красен

Если коллега оказывает вам профессиональную помощь, то деловая этика требует возврата этого долга. Так что будьте готовы к тому, что в не самый подходящий момент к вам может обратиться за помощью коллега, который вас уже однажды выручил. Вот тут все-таки отказываться не стоит и надо помочь, хотя иногда для этого приходится в буквальном смысле выискивать двадцать пятый час в сутках.

Но и ваша благодарность должна знать меру – выполнив свои обязательства, вы снова никому ничего не должны и уж тем более не обязаны жертвовать своим личным временем.

Оттачивайте мастерство

Оттачивайте мастерство

Возможно, ваши первые «нет» будут далеки от желаемого результата, но начинать с чего-то все же надо. Поэтому как только вы начинаете чувствовать, что коллеги хотят вас использовать – отказывайте. И не усматривайте в этом то-то личное, вы просто выполняете свое дело и не можете тратить время на решение чужих проблем. Раз за разом у вас будет получаться более убедительно, и однажды вы обнаружите, что проблема полностью исчезла. Конечно, не стоит ощетиниваться всякий раз, когда к вам за помощью обращается коллега или руководитель, но умение говорить «нет» относится к ценным деловым качествам.

***

Сотрудники, которые умеют вежливо и отчетливо отказываться от выполнения чужой работы или невыгодных поручений, обычно пользуются большим уважением в отличие от своих слабохарактерных коллег. Умение говорить «нет» позволит вам больше ресурсов отвести на выполнение своих профессиональных обязанностей, а также защитит от посягательств ваше личное свободное время.

Какой из вас получится начальник?